Передо мной большая папка в кожаном переплете. На лицевой стороне вытиснено золотом: «Дело о рекордах первого в мире полета с выходом человека в космическое пространство на корабле-спутнике «Восход-2» 18—19 марта 1965 года экипажа в составе граждан СССР: командира корабля летчика-космонавта Беляева Павла Ивановича, второго пилота летчика-космонавта Леонова Алексея Архиповича».
Раскроем папку и совершим «путешествие» по страницам «Дела» ...
1. Рекорды: мировой рекорд продолжительности пребывания космонавта вне космического корабля в скафандре с автономной системой обеспечения жизнедеятельности; мировой рекорд максимальной высоты космического полета; мировой рекорд максимальной высоты космического полета для многоместных космических кораблей (от двух до четырех человек) в первой категории орбитальных полетов.
2. Командир корабля: Беляев Павел Иванович, спортивное свидетельство № 10, дата выдачи свидетельства 15 января 1965 года.
3. Второй пилот; Леонов Алексей Архипович, спортивное свидетельство №11, дата выдачи свидетельства 15 января 1965 года.
4. Гражданство: оба члена экипажа являются гражданами СССР.
5. Тип летательного аппарата: ракетный.
6. Марка летательного аппарата: «Восход-2».
7. Краткое описание летательного аппарата: летательный аппарат состоит из многоступенчатой ракеты-носителя и корабля-спутника. Корабль-спутник имеет: кабину с люками и иллюминаторами, внутри которой располагается экипаж из двух человек и оборудование; приборный отсек с аппаратурой управления и связи; систему обеспечения выхода космонавта в космическое пространство; тормозную двигательную установку; резервный тормозной двигатель; систему приземления.
8. Опознавательные знаки: «СССР—«Восход-2».
9. Номер и дата выдачи формуляра летательного аппарата: Формуляр № 4 от 6 февраля 1965 года.
10. Двигатели, установленные на летательном аппарате:
а) тип: жидкостные ракетные двигатели;
б) марка: «Восход»;
в) мощность или тяга; суммарная максимальная тяга двигателей всех ступеней— 650 000 кг;
г) число двигателей по типам 7.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР | Анохин С. Н. Кувшинов Л. М. |
18 марта 1965 года. Мы, нижеподписавшиеся, спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Анохин Сергей Николаевич, Кувшинов Леонид Михайлович и Борисенко Иван Григорьевич свидетельствуем старт ракеты с космическим кораблем-спутником «Восход-2» с опознавательными знаками «СССР—«Восход-2» под управлением летчиков-космонавтов Беляева Павла Ивановича и Леонова Алексея Архиповича, произведенный в 7 часов 00 минут 00 секунд по гринвичскому времени с космодрома Байконур.
Отрыв ракеты со стартового устройства произошел в 7 часов 00 минут 00 секунд по гринвичскому времени.
Замер времени осуществлялся с помощью секундомера за № 1509503, точность которого приводится в приложении.
Географические координаты места старта:
47°22'00" сев. широты
65°29'00" вост. долготы.
Приложение. Копия свидетельства № 3477/27 о государственной поверке секундомера за № 1509503.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР | Анохин С. Н. Кувшинов Л. М. Борисенко И. Г. |
19 марта 1965 года. Мы, нижеподписавшиеся, спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Анохин Сергей Николаевич и Борисенко Иван Григорьевич свидетельствуем, что 19 марта 1965 года в 9 часов 02 минуты 17 секунд по гринвичскому времени корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР—«Восход-2», с экипажем в составе: Беляева П. И. и Леонова А. А., приземлился в 180 километрах в севере-, северо-западном направлении от г.Перми.
Замер времени осуществлялся с помощью секундомера за №1509503.
Географические координаты места приземления космического корабля-спутника «Восход-2»:
59°34'03" сев. широты
55°28'00" вост. долготы.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР | Анохин С. Н. Борисенко И. Г. |
Мы, нижеподписавшиеся, спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Анохин Сергей Николаевич и Борисенко Иван Григорьевич составили настоящий акт о нижеследующем;
на основании актов о старте и приземлении и на основании рассмотрения результатов обработки данных орбитальных измерений при полете космического корабля-спутника «Восход-2» с летчиками-космонавтами Беляевым П. И и Леоновым А. А. 18—19 марта 1965 года, произведенной в координационно-вычислительном центре, установлено, что общая продолжительность полета с момента старта ракеты с космическим кораблем-спутником «Восход-2» до момента приземления корабля-спутника «Восход-2» составляет 26 часов 02 минуты 17 секунд.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР | Анохин С. Н. Борисенко И. Г. |
Мы, нижеподписавшиеся, спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Анохин Сергей Николаевич и Кувшинов Леонид Михайлович, инженер Балаклейцев Владимир Васильевич составили настоящий акт о нижеследующем:
на основании рассмотрения результатов обработки телеметрических данных и просмотра всех телевизионных материалов и киноматериалов, фиксирующих весь процесс выхода космонавта из корабля в космическое пространство и возвращение его в корабль, было установлено, что летчик-космонавт Леонов А. А. находился вне кабины корабля в условиях космического пространства 23 мин 41 сек. При этом время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до его скрытия в ней) составило 12 мин 09 сек.
Приложение. Временной график выхода космонавта в космическое пространство и возвращение его в шлюзовую камеру.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Инженер | Анохин С. Н. Кувшинов Л. М. Балаклейцев В. В. |
1. В 8 час 28 мин 13 сек произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля.
2 В 8 час 32 мин 54 сек полностью открыт люк шлюзовой камеры корабля.
3. В 8 час 34 мин 51 сек выход космонавта из шлюзовой камеры корабля в космическое пространство.
4. В 8 час 47 мин 00 сек вход космонавта в шлюзовую камеру корабля.
5. В 8 час 48 мин 40 сек закрыт люк шлюзовой камеры корабля.
6. В 8 час 51 мин 54 сей начало наддува шлюзовой камеры корабля.
Инженер |
Балаклейцев В. В. |
Мы, нижеподписавшиеся, спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Анохин Сергей Николаевич и Кувшинов Леонид Михайлович, начальник лаборатории координационно-вычислительного центра Семенова Клавдия Захаровна составили настоящий акт о нижеследующем:
На основании рассмотрения результатов обработки данных орбитальных измерений при полете космического корабля-спутника «Восход-2» 18—19 марта 1965 года, произведенной в координационно-вычислительном центре, установлено, что максимальная высота полета космического корабля-спутника «Восход-2» с летчиками-космонавтами Беляевым П. И. и Леоновым А. А. на борту составила 497,7 км.
Спортивные комиссары Федерации авиационного спорта СССР Начальник лаборатории координационно-вычислительного центра | Анохин С. Н. Кувшинов Л. М. Семенова К. 3. |
1. В 8 час 19 мин 00 сек командиром корабля с пульта управления произведено включение системы ручной ориентации корабля-спутника.
2. В 8 час 36 мин 27 сек командиром корабля с пульта управления включена тормозная двигательная установка.
3. В в час 56 мин 08 сек от автоматики спуска введена в действие система приземления корабля-спутника с последующим включением системы мягкой посадки.
4. В 9 час 02 мин 17 сек произошло приземление корабля-спутника.
Инженер | Викторов Д. Б. |
Вы познакомились с основными актами «Дела». Коротко расскажем о других материалах этого документа.
В разделе «Результаты обработки орбитальных измерений при полете космического корабля-спутника «Восход-2» 18—19 марта 1965 года и определения дальности полета» отмечено, что обработка данных орбитальных измерений производилась в координационно-вычислительном центре на электронно-вычислительных машинах. Установлено, что максимальная высота над поверхностью Земли на первом витке равнялась 497, 7 километра, скорость корабля в это время составляла 7, 31 километра в секунду. Соответственно минимальная высота полета 173, 5 километра, а скорость корабля-спутника 7, 70 километра в секунду. Перед включением космонавтом П. И. Беляевым тормозной двигательной установки с использованием ручного управления «Восход-2» летел со скоростью 7, 60 километра в секунду.
А вот каковы параметры орбит корабля «Восход-2» на 1, 9 и 18-м витках:
Параметры | 18 марта 1965 г. | 19 мирта 1965 г. | |
1-й виток | 9-й виток | 18-й виток | |
Период, мин Максимальная высота, км Минимальная высота, км |
90, 944 497, 7 173, 5 |
90, 928 496, 2 173, 3 |
90.910 494, 6 173, 1 |
Дальность полета определялась как сумма дальностей трех участков полета:
В результате этого было установлено, что максимальная дальность полета от точки старта до точки приземления корабля-спутяика «Восход-2» составила 717262,01 км. Измерения осуществлялись с пунктов измерительного комплекса, расположенных вдоль трассы полета спутника на территории Советского Союза. Измерительные пункты комплекса, оснащенные радиотехническими станциями, работающими на принципе активного ответа с борта спутника, обеспечивали требуемую точность измерений при одновременной точной привязке измерений со всех измерительных пунктов к единому времени.
Интересен и раздел, в котором представлен «Отчет об устройстве космического корабля-спутника «Восход-2» и его специальном оборудовании». Читаем:
«Космический корабль-спутник «Восход-2» представляет собой пилотируемый двухместный ракетный аппарат, разработанный на базе космического корабля-спутника «Восход» с целью осуществления выхода космонавта из корабля в космическое пространство ...
Выход второго пилота из корабля и последующее возвращение его в корабль осуществлялись методом шлюзования ...
Корабль состоит из:
— гермокабины, в которой находится экипаж, размещаются аппаратура обеспечения жизнедеятельности, запасы пищи и воды, средства контроля и управления работой бортовых систем корабля, часть приборов радиооборудования, телевизионные камеры, видеоконтрольное устройство, кинофотоаппаратура, аппаратура для медицинских и научных исследований, средства пеленгации на участке спуска и приземления;
—приборного отсека, в котором размещаются приборы радиооборудования корабля, жидкостная тормозная двигательная установка, аппаратура управления, система терморегулирования, источники тока.
На корабле установлен резервный тормозной пороховой двигатель, дублирующий основную тормозную двигательную установку, и шлюзовая камера для выхода космонавта из корабля в космическое пространство и возвращения в корабль...
Шлюзовая камера устанавливается на кабине корабля и сообщается с кабиной люком с герметичной крышкой.
Крышка люка открывается внутрь гермокабины, открытие и закрытие крышки производится автоматически с помощью специального механизма с электроприводом. Управление приводом осуществляется с пульта. Предусмотрена возможность ручного открытия и закрытия крышки.
Для выхода космонавта из шлюза в космическое пространство служит люк в верхней части шлюзовой камеры, снабженный герметичной крышкой, открывающейся с помощью электропривода. Предусмотрена возможность ручного открытия и закрытия крышки.
В шлюзовой камере размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру выхода из нее, система освещения, пульт управления, агрегаты систем шлюзовой камеры.
Снаружи шлюзовой камеры установлены киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
После завершения программы выхода космонавта в космическое пространство шлюзовая камера отделяется от корабля.
Для выхода космонавта из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр.
Скафандр имеет многослойную герметичную оболочку, позволяющую при выходе космонавта в космическое пространство поддерживать внутри скафандра избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта.
Шлем скафандра имеет двойное герметичное остекление и защитный фильтр, обеспечивающие космонавту необходимый обзор, предохранение глаз космонавта от воздействия солнечных лучей.
Скафандр имеет снаружи специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей.
Подобными скафандрами были снабжены оба члена экипажа, для того чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
Для обеспечения необходимых жизненных условий при нахождении космонавтов в корабле и при выходе одного из них в космическое пространство были предусмотрены системы вентиляции скафандров и кислородного питания экипажа.
Во время пребывания космонавтов в кабине вентиляция скафандров осуществляетсявоздухом кабины. В случае разгерметизации кабины происходит автоматическое переключение на снабжение кислородом и вентиляцию за счет запасов сжатого кислорода и воздуха, имеющихся на борту корабля.
При выходе второго пилота в космическое пространство и в течение всего времени нахождения в космическом пространстве снабжение его кислородом осуществлялось из баллонов наспинного ранца, расположенного на скафандре.
Управление шлюзованием осуществляет командир корабля с пульта, установленного в кабине. В случае необходимости управление основными операциями шлюзования может осуществляться вторым пилотом с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Выход второго пилота в космическое пространство осуществлялся на специальном фале, который позволял космонавту удаляться от обреза шлюзовой камеры корабля на расстояние до 5,35 метра.
Управление кораблем может осуществляться как автоматически, так и экипажем с помощью ручного управления».
В следующем разделе «Дела» читаем:
«Врачебный контроль за состоянием космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова осуществлялся по каналам телеметрической связи на основании показаний медицинских параметров:
— электрокардиограммы;
— пневмограммы;
— сейсмокардиограммы;
—электроокулограммы.
Одновременно при помощи специального передатчика, работающего в непрерывном режиме, последовательно у каждого космонавта контролировалась частота пульса и дыхания. Кроме того, у космонавта А. А. Леонова регистрировалась температура в правой подмышечной области. Космонавт П. И. Беляев при помощи специального светового табло контролировал частоту пульса и дыхания космонавта А. А. Леонова при нахождении последнего в кабине корабля, в шлюзовой камере и в свободном космическом пространстве».
Физиологические исследования в космических полетах имеют большое значение. За состоянием здоровья космонавта в процессе всего космического полета следит не только датчиковая аппаратура, но и опытные врачи-физиологи. Это необходимо для того, чтобы в любую минуту, если это понадобится, оказать помощь космонавту и собрать как можно больше научной информации о влиянии факторов полета на организм человека.
По электрокардиограммам оценивается состояние сердечной мышцы, ритм сокращений сердца. С помощью пневмограмм определяется дыхательное движение грудной клетки, т. е. частота и амплитуда дыхания. По показаниям электроэнцефалограмм определяют активность коры головного мозга. Анализируя электроэнцефалограмму, можно судить, бодрствует космонавт или спит, возбужден или утомлен, и каковы реакции -центральной нервной системы на различные воздействия.
Иначе говоря, по электроэнцефалограмме легко определить объективное состояние космонавта в различные периоды космического путешествия.
Просматривая электроокулограмму, врач исследует двигательную активность глаз, он может выявить различные нарушения вестибулярного аппарата.
Сейсмокардиограмма дает возможность определить локальные толчки, которые действуют при старте и приземлении на грудную клетку космонавта.
В приводимой ниже та.блице наглядно показано состояние космонавтов по двум биологическим показателям: частоте пульса и частоте дыхания.
Состояние систем дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и центральной нервной системы не имело отклонений от нормы. Однако в процессе выхода частота пульса А. А. Леонова возросла до 143 и частота дыхания — до 31 в минуту, что объясняется повышенной физической нагрузкой и нервно-эмоциональным напряжением.
Участки полета | Частота пульса, мин | Частота дыхания, мин | ||
Беляев | Леонов | Беляев | Леонов | |
Предстартовый участок | 80 | 86 | 22 | 20 |
в начале участка в конце участка | 86 88 | 90 84 | 22 22 |
24 22 |
Орбитальный полет: 1-и виток | 92 | 95 | 24 | 24 |
2-й виток | 93 | 143 | 22 | 31 |
4-й виток | 81 | 70 | 18 | 16 |
7-й виток | 74 | 58 | 16 | 18 |
13-й виток | 80 | 70 | 18 | 18 |
17-й виток | 110 | 80 | 22 | 18 |
Участок торможения | 109 | 104 | 16 | 24 |
В конце участка спуска | 151 | 145 | 26 | 23 |
Документ заканчивается докладами летчиков-космонавтов СССР П. И. Беляева и А. А. Леонова о их полете на корабле «Восход-2» и выполнении программы полета.
В мае 1965 года «Дело о рекордах ...» было направлено в Париж в Международную авиационную федерацию (ФАИ).
В том же году 18 июня состоялось очередное заседание Международной астронавтической комиссии ФАИ, на которой было принято предложение Советского Союза о регистрации новых космических рекордов, связанных с выходом человека из корабля в открытый космос.
На этом заседании было принято решение о внесении дополнений в существующий спортивный кодекс новой категории рекордов в классе орбитальных полетов. Это были положения об условиях установления мирового рекорда продолжительности пребывания космонавта вне корабля в космическом пространстве.
В решении ФАИ сказано, что продолжительностью полета считается время, проведенное космонавтом полностью вне космического корабля, когда космонавт имеет автономную систему жизнеобеспечения, а не связан в этом отношении с кораблем. Далее указано, что каждый новый рекорд, утвержденный в этой категории, должен превышать предыдущий рекорд не менее чем на 25%.
В этом суточном орбитальном полете П. И. Беляев и А. А. Леонов на космическом корабле «Восход-2» установили 18—19 марта 1965 года абсолютный мировой рекорд максимальной высоты полета — 497,7 километра. Кроме того, абсолютный мировой рекорд на продолжительность пребывания в космическом пространстве вне корабля 12 минут 9 секунд установлен также летчиком-космонавтом СССР А. А. Леоновым.
В адрес Федерации авиационного спорта СССР из Парижа по этому поводу поступили две телеграммы следующего содержания:
В октябре 1965 года в Париже состоялось заседание Совета ФАИ, на котором обсуждался вопрос о присуждении высших международных наград за выдающиеся достижения в области авиации, авиационного спорта и космонавтики.
Совет единодушно решил наградить Международной золотой медалью «Космос» летчика-космонавта СССР Алексея Леонова за первый в мировой истории космических исследований выход в открытый космос во время полета советского корабля «Восход-2» 18 марта 1965 года.
За установление мирового рекорда максимальной высоты космического полета на корабле «Восход-2» советские космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов награждены ФАИ почетными дипломами и медалями.
29 ноября 1966 года в Сантьяго (Чили) состоялась 59-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации (ФАИ). По традиции, уже давно установившейся на Генеральных конференциях авиационной федерации, выдающиеся достижения в области авиации и космонавтики отмечаются высокими наградами. Советский летчик-космонавт А. А. Леонов, присутствовав-